Анализ реализации инновационного сетевого проекта за 2020-2021 учебный год
Актуальность проекта.
Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Построение в России правового государства вызвало существенное обновление правовой и экономической основы государственной и общественной жизни, подтолкнуло к коренному изменению стиля и методов работы правоохранительных органов и в целом судебной системы. Весь этот сложный процесс настоятельно востребовал переосмыслить и преобразовать основы обучения и воспитания юридических кадров, способных свободно и творчески мыслить, уважающих законы, личность, права и свободы граждан. Именно в таких кадрах сегодня нуждается современное российское общество. Кроме того, в условиях рыночных отношений роль права и профессия юриста в хозяйственно-экономическом взаимоотношении субъектов предпринимательской и иной деятельности необычайно велика, поэтому в правовом цивилизованном государстве для обеспечения нормального функционирования экономики им придается существенное значение. Одним словом, трудно найти сферу социальной жизни, которая могла бы обойтись без юристов. Повседневная многообразная практика показывает, что граждане и предпринимательские структуры в современных рыночных условиях остро нуждаются в помощи юристов для регистрации и перерегистрации хозяйственных обществ, соглашений с недвижимостью, получения разного рода разрешений, защиты прав личности, собственности и т.д.
Таким образом, профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ обеспечивают функционирование правовой системы. Юрист становится основой юридической профессии. Какова его подготовка и работа, таково и состояние профессии.
Проблематика подготовки юридических кадров очень остро стоит перед современным обществом, как показывают исследования профессии экономического и юридического характера имеют большой спрос в ВУЗах Российской Федерации. Однако большой спрос не всегда связан с высокой мотивацией абитуриентов изучать нормы права или получать экономические знания, а скорее связан с высокой оплатой труда данных специалистов.
Именно проблему повышения мотивации, профориентации и предпрофессиональной подготовки решает проект «Школьная ассоциация юстиции и права».
Цель проекта:
Формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному выбору профессиональной деятельности в области юриспруденции и экономики.
Задачи проекта:
• Изучение основ дисциплин правового и экономического профиля.
• Знакомство обучающихся с деятельностью органов юстиции через проектно-исследовательскую деятельность.
• Создание условий для формирования навыков командной работы.
• Содействие интеллектуальному развитию личности обучающихся и их социальной активности.
Преамбула.
Городской сетевой проект – «Школьная ассоциация юстиции и права» - это профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка подростков в области юриспруденции и права. Проект реализуется с 2020 года
Социальными партнерами проекта выступают Ижевский институт (филиал) ВГУЮ Российская Академия права Минюста России при содействии Управления образования и информационно-методического центра «Альтернатива».
Обучающиеся изучают дополнительные общеобразовательные программы по юриспруденции, экономике, психологии, а также проходят физическую подготовку со сдачей норм ГТО..
В течение всего учебного года обучающиеся «Школы ассоциации юстиции и права» проходят диагностику на уровень сформированности интереса подростков к выбранному виду деятельности, тренинги на командообразование, изучают технологию проектной и исследовательской деятельности, а также выступают с презентацией собственных проектных и исследовательских работ.
Исследовательская практика обучающиеся проходит в рамках сформированных департаментов:
Судебный департамент
Департамент международного права
Департамент службы судебных приставов
Департамент адвокатуры
Департамент нотариата.
Кроме того, участники проекта имели возможность включиться во Всероссийскую олимпиаду школьников «В мире права». И здесь есть первый успех «Школьной ассоциации юстиции и права»: ученица школы №16 стала призером заключительного этапа «Олимпиады» по профилю «право» среди 7-9 классов.
Организационно-методическая работа и организационно-массовая работа по реализации проекта в 2020-2021 учебном году.
1.1. Разработка методистом организационно-методических документов, содействующих реализации целевых установок по проекту:
- обновление текста Проекта, разработка Положений о проведении ключевых мероприятий для школьников города по проекту, семинары, ГМО, круглые столы с педагогами города с целью успешной реализации проектов.
Проект «Школьная ассоциация юстиции и права» был представлен в сентябре 2020 г. на экспертном совете Управления образования Администрации города Ижевска. По результатам заседания совета проект получил статус городской инновационной площадки.
В августе 2020 и мае 2021 г. были проведены круглые столы с участниками проекта (директорами образовательных организаций, кураторами в школах). На данных совещаниях рассматривались организационные вопросы, а также перспективы дальнейшей деятельности.
1.2. Организация работы с сетевыми партнерами, то есть со школами города, заинтересованными в решении поставленной в проекте проблемы. Распределить по районам
Перв. |
Инд. |
Лен. |
Окт. |
Уст. |
МБОУ СОШ №42 |
|
МБОУ «СЭЛ № 45» |
МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» |
МБОУ "СОШ №16" |
МАОУ «ЛИЦЕЙ № 25» |
|
|
МБОУ «ГЮЛ №86» |
МБОУ СОШ №34 |
1.3. Организационная работа с социальными партнерами в городе и Республике, чьи ресурсы использовались при проведении ключевых мероприятий для школьников или для педагогов по проекту.
Показать как использовались ресурсы социальных партнеров: финансовые, материально-технические, информационные, временные, методические и т.д.)
Проект «Школьная ассоциация юстиции и права» |
Финансовые ресурсы |
Материально-технические |
Информационные |
Методические |
Партнер
|
|
|
Управление образования Администрации города Ижевска,ИМЦ «Альтернатива» (подбор школ-партнёров проекта, информационная поддержка проекта) |
Ижевский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (методическая поддержка деятельности по проекту, организация встреч и экскурсий) |
1.4.Кадровое обеспечение проекта (ФИО, должность педагогов или иных специалистов, распределение функциональных обязанностей между участниками проекта)
Правовой блок. Педагог: Петров Роман Леонидович
Экономический блок. Педагог: Нырова Наталья Геннадьевна
Блок физической подготовки. Педагог: Симонов Михаил Викторович
Психологический блок. Педагог: Дозналова Анна Владимировна
Руководитель проекта: Чернов Павел Михайлович
1.5.Схема организационно-структурного управления проектом.
1.6.Повышение профессионального мастерства, необходимого для более успешной работы по проекту. (обучение методиста на КПК, посещение мастер-классов, обучающих семинаров, практикумов и т.д., командировки)
Не проводились, не участвовали
1.7.Организация ключевых мероприятий - событий по проектам:
-для школьников Дворца, города
-для педагогической общественности
Название мероприятия |
Время проведения |
Количество участников (педагоги, специалисты) |
Количество участ ников (школьники) |
Встреча с представителем политической партии |
Октябрь 2020 г. |
8 чел. |
137 чел. |
Встреча с иностранным гражданином по его правовому положению в РФ |
Ноябрь 2020 г. |
8 чел. |
137 чел. |
Открытие Школьной ассоциации юстиции и права |
Ноябрь 2020 г. |
16 чел. |
137 чел. |
Встреча с представителем РВК по воинской обязанности |
Январь 2021 г. |
8 чел. |
137 чел. |
Участие в олимпиаде РПА России «В Мире права» |
Январь 2021 г. |
2 чел. |
37 чел. |
Деловая игра «Выборы Президента» |
Март 2021 г. |
8 чел. |
137 чел. |
Деловая игра «Законодательный процесс» |
Март 2021 г. |
8 чел. |
137 чел. |
Встреча с представителем ЦИК октябрьского района г. Ижевска |
Апрель 2021 г. |
8 чел. |
137 чел. |
Встреча в Администрации города Ижевска |
Апрель 2021 г. |
3 чел. |
57 чел. |
Итоговое заседание коллегии департаментов (подведение итогов работы за учебный год) |
Май 2021 г. |
12 чел. |
137 чел. |
Общее количество школьников, принявших участие в ключевых мероприятиях по проекту – 137 человек
Общее количество педагогов, включенных в мероприятия по проекту 16 - человек
1.8.Психолого-педагогическое сопровождение проект (наличие диагностического материала для отслеживания результативности по проекту, проведение диагностики участников проекта за 2020-21уч.год, результаты диагностики за год или в динамике за три года)
Для определения сформированности интереса к профессиям военных специальностей, психологии, права и экономики был проведен мониторинг по методике «Карта интересов А.Е. Голомштока» в модификации Филимоновой О.Г.
В основе методики лежит перечень направлений деятельности, по которым составлены вопросы. Всего в опросник входит 29 направлений: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника (механика), электротехника (радиотехника, электроника), обработка материалов (дерево, металл и пр.), информационные технологии, психология, строительство, транспорт (авиация, морское дело), военные специальности, история, литература (филология), журналистика (связи с общественностью, реклама), социология (философия), педагогика, право (юриспруденция), сфера обслуживания, математика, экономика (бизнес), иностранные языки (лингвистика), изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура (спорт).
Для оценки результативности сформированности интереса в 2020 – 2021 учебном году анализировались 4 направления, по которым реализуются образовательное направление проекта «ШАЮП». Результаты мониторинга представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№ |
Шкала интереса |
Средний уровень интереса |
Высокий уровень интереса |
1 |
Психология |
15 % |
13,7 % |
2 |
Военные специальности |
8,2 % |
17,8 % |
3 |
Право, юриспруденция |
11 % |
11 % |
4 |
Экономика, бизнес |
6,8 % |
0 % |
При анализе результатов оценки сформированности интересов необходимо заметить, что у обучающихся формируется интерес к направлениям деятельности по проекту. Высокий уровень интереса по военным специальностям был выявлен у 17,8% обучающихся, по психологии у 13,7%, по праву у 11%.
Для определения сформированности профессиональной идентичности была проведена методика изучения статусов профессиональной идентичности. Можно выделить четыре так называемых статуса профессиональной идентичности — «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.
- Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему.
- Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
- Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.
- Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Результаты мониторинга представлены в Таблице 2.
Таблица 2
|
Неопределенное состояние профессиональной идентичности |
Навязанная профессиональная идентичность |
Мораторий (кризис выбора)
|
Сформированная профессиональная идентичность |
Процент |
8,3 % |
5 % |
53 % |
18 % |
18% обучающихся по программе определились с дальнейшим профессиональным развитием, 53% еще выбирают между несколькими направлениями дальнейшего обучения.
1.9.Обобщение и распространение опыта работы по проекту (выступление методиста на городском семинаре, ГМО, круглом столе, на научно-практической конференции, публикации на сайте ДД(Ю)Т, в СМИ, создание методических рекомендаций для педагогов, публикации в сборниках научно-практических конференций.
Выступление руководителя проекта Чернова П. М. на городском семинаре по профориентации в октябре 2020 г.
1.10. Разработка методистом других проектов.
- Участие в городском семинаре «Социально-педагогические проекты учреждений дополнительного образования как ресурсы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях для профессионального самоопределения учащихся. Тема «Совершенствование Модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями города и социальными партнерами на основе развития товрческих проб и профессионально-ориентированных практик» (ноябрь 2020)
Руководитель проекта – Чернов П. М. – автор и руководитель городского сетевого образовательного проекта «Школьная ассоциация юстиции и права».
2..Перспективы развития деятельности методиста по проекту в новом учебном году:
- Продолжение сотрудничества с Ижевским филиалом РПА России.
- Увеличение практической деятельности по всем направлениям.
- Замена экономического блока на исторический блок.
- Увеличение количества экскурсии и практических занятий со специалистами соответствующих профилей деятельности.
- Продолжение исследовательской деятельности, внедрение дневника исследования.
- Изменение формы сотрудничества с образовательными организациями – переход на договор о сетевом взаимодействии.