Индивидуальные и игровые технологии
Методологический уровень.
1.Общая характеристика педагогической технологии
Классификационные параметры технологии ( по Селевко Г.К., с. 109)
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп
По организационным формам: групповая
По подходу к ребенку: сотрудничество
По преобладающему методу: диалогическая
По категории обучаемых: все категории
Акценты целей педагогической технологии:
- Обеспечение активности учебного процесса
- Достижение высокого уровня усвоения содержания.
Главными особенностями организации работы по групповой технологии являются:
1.Постоянное деление детского коллектива на группы для решения конкретных задач
2.Каждая группа получает определенное задание: либо одинаковое для всех, либо дифференцированное. Однородная групповая работа предполагает выполнение микро-группами одинакового для всех задания, а диффекренцированная работа предполагает выполнение различных заданий разными группами. Задания выполняются под непосредственным руководством лидера группы или педагога.
3.Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы
4.Состав группы непостоянный. Он может изменяться в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
5.В ходе работы поощряется совместное обсуждение, обращение друг к другу, подведение общего результата работы.
6.При групповой форме работы возможно и индивидуальная работа с обучающимся как со стороны педагога, так и со стороны своих товарищей.
Практический уровень
Технологическая карта учебного занятия
«Введение в образовательную программу»
педагога высшей категории Мухаметзянова И.А.
Характеристика группы:
На занятие присутствует группа детей в количестве 10-15 человек, подростки 12-14 лет, имеющие интерес к занятиям спортом. Физическая подготовка детей- основная группа.
Оборудование:
телевизор, видеофильм, фотографии, иллюстрации книг, оригами- самурай и разноцветные пояса.
Время проведения занятия – 90 минут.
Вид занятия: вводное занятие с группой незнакомых детей
Основная технология- технология групповой работы.
Актуальность технологии групповой работы – Для достижения цели вводного занятия групповая технология способствует созданию определенного ритма и динамики в работе: работа всей группой, работа по микрогруппам, работа в парах. Это активизизует усвоения учебного материала и дает высокие качество выполнения итоговых заданий. Групповая технология предполагает постоянный диалог не только между педагогом и подростками, но и между самими подростками.
Занятие «Введение в образовательную Программу
по развитию физической, нравственной и духовной культуры «Тело-разум,дух»
Цель занятия: Развитие мотивации подростков к занятиям спортом через знакомство с каратэ-до, как одном из популярнейших видов спорта, способствующих не только физическому развитию, но и формированию нравственных ценностей.
Задачи:
1.Расширение кругозора подростков, знакомство с историей и традициями стран востока и восточной культуры
2.Обучение основным элементам в каратэ-до - «кувырок» и падение
3.Развитие интереса подростков к систематическим занятиям спортом, формирование потребности здорового образа жизни.
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.
(Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.1998 год, с.16)
Технологическая карта учебного занятия.
Структурные компоненты занятия |
Структурные компоненты педтехнологии и ее поэтапное содержание |
||||
Название этапа занятия |
Задачи |
Содержание занятия (по алгоритму) |
Используемые условия и средства |
Прогнозируемый результат (знает, понимает, применяет) |
|
1.Подготовительная часть занятия |
|||||
1.1.Организационный период. 3 минуты |
1.Подготовка детей к занятию |
Приветствие детей. Представление педагога, как учителя-мастера. Знакомство с детьми через знак инь-янь. |
Малый спортивный зал. Педагог одет в форму каратиста, черный пояс, что соответствует 2 дану. Бейдж со знаком инь-янь и именем обучающегося |
Установлены отношения взаимопонимания и уважения к учителю-мастеру. |
|
1.2.Проверочный период
(Выявление предшествующего опыта детей.) 10 минуты |
1.Актуализировать проблему взаимоотношений подростков. |
Работа группы: Просмотр видеоролика «Убить дракона» и обсуждение проблемы в подростковой среде - неуважительного отношения к слабым, к подросткам с другими интересами, увлечениями и т.д.
|
Телевизор, Программа «Апельсин» ( видеосюжет «Убить дракона») Вопрос педагога: Всегда ли споры нужно решать при помощи физической силы? Есть ли другие способы решения проблем? |
Сформировано устойчивое негативное отношение к дракам в подростковой среде, также желание быть сильным физически и духовно.
|
|
2.Основная часть занятия |
|||||
2.1.Основной период
(Теория. Освоение нов. знаний ) 17 минут |
1. Погружение в культуру древнего Востока. |
Работа группы: Рассказ об истории возникновения каратэ-до, как системы защиты слабых монахов. Знакомство с этикетом поведения каратиста. Знакомство с основными терминами каратэ |
Карты Юго-восточной Азии, Иллюстративный материал Книги Телевизор, видеокассета |
Расширен кругозор ребят, лексика, изменилось отношение к каратэ-до
|
|
2.2. Основной период
(Освоение новых умений и способов действий) 20 минут |
1. Знакомство с основными приемами каратэ, способствующими устойчивости, и ловкость тела, повышение силы духа, самозащите. |
Перестроение в две линии. Знакомство с техникой безопасности. Разминка ОФП. Демонстрация основных приемов каратэ педагогом. Работа по микрогруппам - обучения приемам каратэ-до – «кувырок» и падение |
Комплекс упражнений по ОФП Комплекс приемов по СП: «кувырок» вперед и назад, безопасное падение вперед и назад
|
Знание техники безопасности в каратэ Первичное знания и овладение основных приемов- «кувырок» и падение |
|
2.3. Основной период (Закрепление знаний и способов действий) 20 минуты
|
2. Тренировка и закрепление основных умений и навыков техники выполнения кувырок и падения. |
Работа по микрогруппам, в парах и индивидуально. Отработать приемов . Работа группой. Закрепление первичных знаний по технике каратэ |
Комплекс упражнений «кувырок» и падение |
Приобретение умений по выполнению основных приемов: «кувырок» и падение.
|
|
3.Итоговая часть занятия. |
|||||
3.1. Итоговый период
(Дать анализ и оценку успешности достижения цели ребят) 10 мин. |
Проанализировать успешность ребят в овладении ЗУН. |
Работа группы. Определение уровня знаний о традициях возникновения каратэ-до. Индивидуально: Демонстрация приемов - «кувырок» и падения
|
Мини-викторина по истории возникновения и развития каратэ.
Оценка выполнения приемов «кувырок» и падения педагогом и обучающимися.
|
Изменение мировоззрения обучающихся.
Качественное выполнение приемов кувырок и падение |
|
3.2.Рефлексия
(Ребята сами дают оценку занятию)
5 мин. |
Определить степень удовлетворенности подростков данным занятием и уровень мотивации к дальнейшим занятием спортом. |
Работа индивидуально: Педагог задает вопрос Какой пояс ты бы повязал каратисту, отвкечая на мой вопрос: -Занятие помогло тебе узнать древнюю культуру Востока (желтый пояс) -Занятие помогло открыть в себе черты характера как внимание, настойчивость, терпение (Красный пояс) -Ты готов записаться в спортивные секции ДД(Ю)Т, в т.ч. каратэ-до» (Черный пояс) Ребята отвечают на вопрос, прикрепляя к самураю цветные бумажные полоски-пояса. |
На стене висит самурай, рядом нарезанные бумажные цветные пояса. Вопросы набраны на лист бумаги формата А4
|
Самурай получает разноцветные пояса в зависимости от того, какое впечатление на ребенка произвело занятие: 20% - знание культуры древнего Востока
15% - ты открыл в себе новые черты характера: внимание, настойчивость, терпение
65% - ты готов записаться в спортивные секции в т.ч. в каратэ-до |
|
3.3. Информационный 5 мин. |
Дать информацию о расписании занятий в спортивном отделе, в том числе секции каратэ в ДД(Ю)Т |
Общее построение группы. Педагог благодарит ребят за серьезное отношение к занятию и информирует о спортивных объединениях в ДД(Ю)Т |
Листы-рекламы о спорте и ЗОЖ , расписание занятий спортотдела |
Ребята получают точную информацию о видах спорта в ДД(Ю)Т. |
|
Методологический уровень
Общая характеристика педагогической технологии (по Селевко Г.К.,91)
Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения
- По типу управления познавательной деятельностью – индивидуальная работа
- По организационным формам: альтернативные, академические, клубные, индивидуально – групповые
- По подходу к ребенку: гуманно – личностные,
- По преобладающему методу: програмированные, саморазвивающие, творческие
- По категории обучаемых: все категории
Акценты целей педагогической технологии
- Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
- Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся
- Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика
- Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества
Главные особенности работы по технологии индивидуального обучения
- Индивидуализация – стратегия процесса обучения
- Индивидуализация – необходимый фактор формирования индивидуальности – использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам
- Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности
- Учение в индивидуальном темпе, стиле
- Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным детям (творческая деятельность).
- Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения
- Формирование общеучебных умений и навыков
- Формирование адекватной самооценки учащихся
Общие принципы технологий индивидуализации
Практический уровень
Технологическая карта учебного занятия по классу общего фортепьяно
«Формирование художественных образов в исполнительском репертуаре»
Глушковой Татьяна Борисовна, педагог высшей категории
Характеристика учащейся:
БабинаАнастасия учащаяся музыкально – хоровой студии по направлению хоровое пение (3 год обучения)
Способности учащейся характеризуются высоким уровнем музыкальности - слух, память, музыкальное мышление. Высокая креативность сочетаются с недостаточностью физического развития (плохая координация движений, недостаток ловкости, мышечная слабость).
Хорошо развитая речь, интеллект, богатство фантазии и воображения сочетаются с рассеянностью и невниманием, что часто приводит к небрежности в работе. Способность быстро схватить главное может сказываться на пренебрежении к мелочам. Наиболее заметное последствие указанных недостатков - не всегда ритмичная игра.
Оборудование: фортепиано, нотная литература, аудиоаппаратура, аудиозапись «Детская аэробика» Е.Железновой, мяч
Время проведения занятия – 45 минут
Вид занятия: репетиционное
Основная технология- технология индивидуализированного обучения
Занятие «Формирование художественных образов в исполнительском репертуаре»
Цель
Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Задачи:
- Техническая проработка текста, исправление текстовых ошибок, рассмотрение всех авторских и редакторских указаний
- Выявление и отработка сложных исполнительских приемов
- Осмысление содержания музыки и образного строя произведений
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.
(Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.1998 год, с.16)
Технологическая карта учебного занятия.
Структурные компоненты занятия |
Структурные компоненты педтехнологии и ее поэтапное содержание |
|||
Название этапа занятия |
Задачи |
Содержание занятия (по алгоритму) |
Используемые условия и средства |
Прогнозируемый результат
|
1.Подготовительная часть занятия |
||||
1.1.Организационный период. 1 мин. |
1.Подготовка учащейся к занятию
|
Приветствие.
|
|
Поднять настроение, уверенность в своих силах. Дать позитивный эмоциональный настрой |
1.2. Разминка.
5 мин. |
Подготовка к занятию Снять напряжение, поднять общий тонус организма, собрать внимание, сосредоточенность Тренировка чувства метроритма
|
Двигательные упражнения с педагогом:
|
Аудиоаппаратура Аудиозапись «Детская аэробика» Е.Железновой Мяч Фортепиано |
Физическая готовность к учебной деятельности Настрой на восприятие музыки |
2.Основная часть занятия |
||||
2.1. исполнение упражниний 5 мин. |
Подготовка пианистического аппарата, слуха. Определение возможных технических проблем. Повторение и закрепление знаний аппликатурных закономерностей, знаков в гаммах кадансовых оборотов, приёмов звукоизвлечения.
|
Повторение бемольных гамм Работа над гаммой Си бемоль мажор Повторение кадансового оборота в Фа мажоре. Контроль за качеством звука, положением пальцев, кисти, корпуса. |
Используется метод сравнения (с кем «дружат» 4е пальцы в левой и правой руке?) сравнение фортепианного звука с певческим. «Соревнование» между левой и правой руками |
Разминка пальцев Восстановление межпредметных связей с сольфеджио, хором. Обучающаяся готова к исполнению музыкального репертуара
|
2.2 работа над этюдами 7 мин. |
Отработка технических навыков (мелкая техника) Творческое задание |
Исполнение этюдов К.Черни (ред. Гермера) №№ 1-5
|
Нотный сборник Фортепиано
|
Совершенствование мелкой моторики Привлечения интереса к технической работе Формирование творческого подхода к исполняемой музыке (развитие воображения, фантазии) Навыки сочинения |
2.3 разминка 2 мин. |
Снять напряжение |
«Спортсмены» (серия движений, имитирующих занятия разными видами спорта: бег, плавание, лыжи, горные лыжи, коньки, футбол, др. ) |
|
|
2.4 работа над концертным репертуаром 10 мин. |
Осмысление содержания музыки
|
Работа над произведениями: Ф.Бургмюллер «Простодушие» Й.Бенда Сонатина ля минор Общее понятие жанра сонаты как музыкального повествования с несколькими действующими лицами |
Нотные сборники Продумывание образа музыки и средств его достижения (звук, динамика, штрихи, темп ) |
Сопоставление разных вариантов исполнения фрагментов муз.произведений и выбор одного из них |
2.5 разминка 2 мин. |
Смена позы отдых |
Несколько упражнений на растяжку спины, рук, динамические упражнения для ног, корпуса |
|
Отдых для глаз, плечевого пояса |
2.6 продолжение работы над репертуаром (более высокой стадии готовности) 10 мин. |
Работа над концертным репертуаром на новом уровне. Тренировка специальных исполнительских навыков |
Исполнение произведений: К.Гиллок Фламенко. О.Геталова Утор в лесу. - доработка фразировки и технических приёмов. - выбор темпов, звука нужного качества - отшлифовка педализации - более глубокое понимание музыки . А. Роули «Охота за бабочкой» - отработка исполнительских навыков) |
Нотные сборники фортепиано |
Подготовка к концертному исполнению Выработка навыков, необходимых для концертного исполнения репертуара: Концентрации внимания, Собранности, сосредоточенности. Психологическая готовность к публичным выступлениям |
3.Итоговая часть занятия. |
||||
3.1. 3 мин самооценка учащейся |
Проанализировать результаты своей деятельности |
Вопрос: Как ты считаешь, готова ли ты к выступлению на концертах? |
|
Ребенок утвердительно отвечает на вопрос |
оценка педагога |
Проанализировать результаты занятия Определить степень понимания учебных задач , желания и способности их выполнить |
Вопросы: есть ли удовлетворенность от занятия? Какие произведения больше нравятся? Что было трудно? Что удалось? Что не удалось? Почему? Педагог оценивает выполнение заданий и урока в целом от 1 до 10 баллов
|
|
Педагог подводит итоги, дает краткий анализ работе на занятии и оценивает занятие по системе от 1 до 10 баллов (6-8 баллов) |
3.2.Информация для учащейся |
Определить дальнейшую работу Нацелить на достижение новых целей и задач следующего занятия |
Педагог благодарит за работу и определяет домашнее задание на следующее занятие. |
|
Желание и готовность продолжать обучение, стремление к дальнейшему совершенству |