г. ИЖЕВСК ул. КИРОВА, 17  |    

Анализ реализации инновационного сетевого проекта за 2020-2021 учебный год

ФИО Чернов Павел Михайлович

Название инновационного проекта.

«Инженерно-технологические классы»

Актуальность проекта.

В настоящий момент все наблюдаемые формы коммуникаций сводятся либо к схеме человек-человек, либо человек-устройство. Но Интернет Вещей (IoT) предлагает нам колоссальное Интернет-будущее, в котором появятся коммуникации типа машина-машина (M2M). Это дает возможность для объединения всех коммуникаций в общую инфраструктуру, позволяя не только управлять всем, что находится вокруг нас, но и предоставляя информацию о состоянии этих вещей.

Интернет вещей (IoT) может быть внедрен в любой отрасли, где что-то можно автоматизировать. Особенно активно IoT развивается в аграрном секторе, логистике, Smart City. То есть там, где есть потребность в удаленном мониторинге состояния объектов или сборе больших данных с целью последующего анализа. IoT дает возможность экономить на обслуживании оборудования: датчики собирают информацию о его состоянии, поэтому техобслуживание и ремонт производятся именно тогда, когда это нужно. Профилактика — всегда дешевле ремонта.

 

В современном мире постоянно изменяются требования к образовательному процессу. Эти требования изменяются не только по отношению к материально-техническому обеспечению для проведения занятий и к педагогическому составу образовательного учреждения, но и к обучающимся на каждом из этапов процесса.

Современный человек должен быть мобильным, и конкурентно способным на рынке труда. IoT стал очень актуальным и востребованным, причем он включает в себя множество дополнительных знаний в следующих областях: дизайн, 3D-технологии, радиоэлектроника (для самостоятельного изготовления датчиков, плат и исполнительных элементов, экономика и т.д. В дополнительном образовании развитие выше перечисленных направлений особенно актуально, так как их внедрение может быть, как самостоятельным направлением, так и интеграцией друг в друга частично или целиком на протяжение всего курса. Обучающиеся дополнительного образования мотивированны, т.к. они сознательно выбирают направление для изучения и развития.

Многие отрасли используют IoT для понимания потребностей потребителей в режиме реального времени, повышения оперативности, мгновенного улучшения качества машин и систем, оптимизации операций и поиска инновационных способов работы в рамках своих усилий по цифровому преобразованию. Реализация данного проекта – способ познакомить с современным и востребованным направлением.

Цель проекта:

Предпрофильная подготовка обучающихся средствами инженерно-технического творчества, участия в проектной и исследовательской деятельности 

Задачи проекта:

  • Изучение основ дисциплин инженерно-технологического профиля
  • Создание условий для формирования навыков командной работы
  • Формирование устойчивого интереса к профессиям инженерно-технического профиля 
  • Содействие интеллектуальному развитию личности обучающихся и их социальной активности

Организационно-методическая работа и организационно-массовая работа по реализации проекта в 2020-2021 учебном году.

 1.1. Разработка методистом организационно-методических документов, содействующих реализации целевых установок по проекту:

 - обновление текста Проекта, разработка Положений о проведении ключевых мероприятий для школьников города по проекту, семинары, ГМО, круглые столы с педагогами города с целью успешной реализации проектов.

Проект «Инженерно-технологические классы» был представлен в сентябре 2019 г. на экспертном совете Управления образования Администрации города Ижевска. По результатам заседания совета проект получил статус городской инновационной площадки.

 В августе 2020 и мае 2021 г. были проведены круглые столы с участниками проекта (директорами образовательных организаций, кураторами в школах). На данных совещаниях рассматривались организационные вопросы, а также перспективы дальнейшей деятельности.

1.2. Организация работы с сетевыми партнерами, то есть со школами города, заинтересованными в решении поставленной в проекте проблемы. Распределить по районам

Перв.

Инд.

Лен.

Окт.

Уст.

МАОУ СОШ №74

АМОУ «Гимназия №56»

МБОУ «СОШ №20»

 

 

 

 

МБОУ «Лицей №14»

 

 

1.3. Организационная работа с социальными партнерами в городе и Республике, чьи ресурсы использовались при проведении ключевых мероприятий для школьников или для педагогов по проекту.

Показать как использовались ресурсы социальных партнеров: финансовые, материально-технические, информационные, временные, методические и т.д.)

Проект «Школьная ассоциация юстиции и права»

Финансовые ресурсы

Материально-технические

Информационные

Методические

Партнер

 

 

 

Управление образования Администрации города Ижевска,

ИМЦ «Альтернатива» (подбор школ-партнёров проекта, информационная поддержка проекта)

ООО «ИРЗ-Локомотив», БПОУ УР "ИМТ", Техникум радиоэлектроники и информационных технологий

имени А. В. Воскресенского (методическая поддержка деятельности по проекту, организация встреч и экскурсий)

1.4.Кадровое обеспечение проекта (ФИО, должность педагогов или иных специалистов, распределение функциональных обязанностей между участниками  проекта)

Введение в Интернет вещей (Азиатцева А. В.)

Изготовление датчиков для умных систем (Чернов П. М.)

Разработка мобильных приложений (Мурзанаева О. В.)

Инженерное компьютерное проектирование и 3D печать (Егорова О. Н.)

Дизайн проекта (Зылева И. Л.)

Умная экономика (Нырова Н. Г.)

Руководитель проекта: Чернов Павел Михайлович

Методист: Азиатцева Алена Вениаминовна

1.5.Схема организационно-структурного управления проектом.

1.6.Повышение профессионального мастерства, необходимого для более успешной работы по проекту. (обучение методиста на КПК, посещение мастер-классов, обучающих семинаров, практикумов и т.д., командировки)

Не проводились, не участвовали

1.7.Организация ключевых мероприятий - событий по проектам:

-для школьников Дворца, города

-для педагогической общественности

Название мероприятия

Время проведения

Количество участников (педагоги, специалисты)

Количество участ ников (школьники)

Открытие 2 года обучения

Октябрь 2020 г.

14 чел.

92 чел.

Экскурсия в Ижевский машиностроительный техникум

Ноябрь 2020 г.

5 чел.

92 чел.

Корпоративные соревнования

Декабрь 2020 г.

5 чел.

92 чел.

Экскурсия в техникум радиоэлектроники и информационных технологий

Февраль 2021 г.

5 чел.

92 чел.

Корпоративные соревнования

Февраль 2021 г.

5 чел.

92 чел.

Экскурсия на Ижевский радиозавод

Март 2021 г.

5 чел.

92 чел.

Итоговый фестиваль корпораций

Май 2021 г.

14 чел.

92 чел.

Общее количество школьников, принявших участие в ключевых мероприятиях по проекту – 92 человека

Общее количество педагогов, включенных в мероприятия по проекту 10 - человек

1.8.Психолого-педагогическое сопровождение проект (наличие диагностического материала для отслеживания результативности по проекту, проведение диагностики участников проекта за 2020-21уч.год, результаты диагностики за год или в динамике за три года)

В 2019 году на базе МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» был запущен сетевой городской проект «Инженерно-технологические классы». Целью данного проекта является предпрофильная подготовка обучающихся средствами инженерно-технического творчества, участия в проектной и исследовательской деятельности.

Одной из задач, поставленных авторами проекта является формирование устойчивого интереса к профессиям инженерно-технического профиля, а также формирование навыков командной работы.

Для достижения данных задач в проект зашли 4 класса из общеобразовательных школ, которые были разделены на корпорации по 6 – 7 человек.

Для оценки эффективности достижения поставленных целей и задач в течении двух лет проводился мониторинг групповой сплоченности и сформированности интересов.

С целью определения групповой сплоченности в сформированных в начале учебного года корпорациях была проведена методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». Групповая сплоченность – параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Результаты уровня групповой сплоченности в корпорациях представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Название корпорации

Уровень групповой сплоченности

1

Фантастическая четверка

18

2

RDS

15

3

Devil

15

4

IVA

16,5

5

Muitiplus

12

6

Skyline

13,3

7

SPpupils

14

8

Биополярочка

8

9

ЕДАА

15,3

10

Разведка

8

Уровни групповой сплоченности: до 4 баллов – низкий уровень, 4 – 6,9 баллов – ниже среднего, 7 – 11,5 баллов – средний уровень, 11,6 – 15 баллов – выше среднего уровня, от 15,1 баллов – высокий уровень.

При анализе результатов видно, что у большинства диагностируемых корпораций наблюдается высокий уровень либо уровень выше среднего. Лишь у двух корпораций результат групповой сплоченности средний.

При сравнении результатов данного показателя с результатами прошлого года необходимо отметить снижение групповой сплоченности в 2020-2021 учебном году. Так, в сформированных корпорациях в 2019-2020 учебном году минимальный уровень групповой сплоченности был 12,5 баллов.

Данные результаты говорят о снижении эффективности командной работы в этом году. Распределение по качествам в ходе тренинговой работы, которое проходила в начале 2019-2020 учебного года, оказало положительное влияние на деятельность корпораций и психологический микроклимат внутри.

Для определения сформированности интереса к профессиям инженерно-технического профиля был проведен мониторинг по методике «Карта интересов А.Е. Голомштока» в модификации Филимоновой О.Г.

В основе методики лежит перечень направлений деятельности, по которым составлены вопросы. Всего в опросник входит 29 направлений: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника (механика), электротехника (радиотехника, электроника), обработка материалов (дерево, металл и пр.), информационные технологии, психология, строительство, транспорт (авиация, морское дело), военные специальности, история, литература (филология), журналистика (связи с общественностью, реклама), социология (философия), педагогика, право (юриспруденция), сфера обслуживания, математика, экономика (бизнес), иностранные языки (лингвистика), изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура (спорт).

Для оценки результативности сформированности интереса анализировались 6 направлений, по которым реализуются образовательные направления инженерно-технологических классов. Результаты мониторинга в сравнении 2020 и 2021 годов представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Шкала интереса

Средний уровень интереса

Высокий уровень интереса

   

2020 год

2021 год

2020 год

2021 год

1

Техника, механика

33%

26%

33%

0%

2

Электротехника, радиотехника, электроника

39%

9%

30%

9%

3

Обработка материалов (дерево, металл и пр.)

39%

9%

21%

5%

4

Информационные технологии

24%

31%

27%

22%

5

Строительство

27%

0%

12%

0%

6

Экономика, бизнес

30%

13%

15%

0%

7

Изобразительное искусство

 

17%

 

22%


При анализе результатов мониторинга видно, что у большинства обучающихся сформирован интерес к инженерно-технической направленности. Половина обучающихся проявляют высокий или средний уровень интереса. Остальные обучающиеся проявляют интерес на низком уровне, либо не проявляют интереса вообще.

Необходимо обратить внимание на значительное снижение уровня интереса к таким направлениям как «электротехника, радиотехника, электроника», «строительство», «экономика и бизнес». Данный показатель может быть связан с отсутствием данных сфер в образовательной программе, низкой мотивацией обучающихся к изучению инженерно-технического профиля, а также с низким уровнем групповой сплоченности.

Необходимо продолжить работу по формированию интереса у старшеклассников к инженерно-технологическому профилю и обратить внимание на:

  • Добровольность вступления обучающегося в образовательную программу;
  • Для повышения групповой сплоченности необходимо разделение обучающихся на корпорации исходя из их психологических особенностей;
  • Повышение социально-психологических компетенций преподавателей с целью создания условий для повышения мотивации обучающихся и формирования благоприятного микроклимата внутри корпораций и учебных групп.

1.9.Обобщение и распространение  опыта работы по проекту .

- Участие в городском семинаре «Социально-педагогические проекты учреждений дополнительного образования как ресурсы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях для профессионального самоопределения учащихся. Тема «Совершенствование Модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями города и социальными партнерами на основе развития товрческих проб и профессионально-ориентированных практик»

Выступление руководителя проекта Чернова П. М. на городском семинаре по профориентации в ноябре 2020 г.

1.10. Разработка методистом других проектов (или участие методиста в других проектах) в рамках образовательного пространства Дворца, города, республики,

 Участие или победы методиста в социально-педагогических, грантовых или  имиджевых конкурсах. (на уровне города, Республик, России).

Руководитель проекта – Чернов П. М. – автор и руководитель городского сетевого образовательного проекта «Инженерно-технологические классы».

2..Перспективы развития деятельности методиста по проекту в новом учебном году:

  • Изменение требований к корпорациям (название, состав)
  • В 2021-2022 учебном году проекты будут реализованы на робототехнической платформе «Ардуино».
  • Подготовка к ОГЭ по информатике и робототехническим соревнованиям городского и республиканского уровня.
  • Продолжение взаимодействия с СУЗами, предприятиями города.
  • Подготовка заявки на всероссийский конкурс грантовых проектов СОТ.