Анализ реализации инновационного сетевого проекта за 2020-2021 учебный год
ФИО Чернов Павел Михайлович
Название инновационного проекта.
«Инженерно-технологические классы»
Актуальность проекта.
В настоящий момент все наблюдаемые формы коммуникаций сводятся либо к схеме человек-человек, либо человек-устройство. Но Интернет Вещей (IoT) предлагает нам колоссальное Интернет-будущее, в котором появятся коммуникации типа машина-машина (M2M). Это дает возможность для объединения всех коммуникаций в общую инфраструктуру, позволяя не только управлять всем, что находится вокруг нас, но и предоставляя информацию о состоянии этих вещей.
Интернет вещей (IoT) может быть внедрен в любой отрасли, где что-то можно автоматизировать. Особенно активно IoT развивается в аграрном секторе, логистике, Smart City. То есть там, где есть потребность в удаленном мониторинге состояния объектов или сборе больших данных с целью последующего анализа. IoT дает возможность экономить на обслуживании оборудования: датчики собирают информацию о его состоянии, поэтому техобслуживание и ремонт производятся именно тогда, когда это нужно. Профилактика — всегда дешевле ремонта.
В современном мире постоянно изменяются требования к образовательному процессу. Эти требования изменяются не только по отношению к материально-техническому обеспечению для проведения занятий и к педагогическому составу образовательного учреждения, но и к обучающимся на каждом из этапов процесса.
Современный человек должен быть мобильным, и конкурентно способным на рынке труда. IoT стал очень актуальным и востребованным, причем он включает в себя множество дополнительных знаний в следующих областях: дизайн, 3D-технологии, радиоэлектроника (для самостоятельного изготовления датчиков, плат и исполнительных элементов, экономика и т.д. В дополнительном образовании развитие выше перечисленных направлений особенно актуально, так как их внедрение может быть, как самостоятельным направлением, так и интеграцией друг в друга частично или целиком на протяжение всего курса. Обучающиеся дополнительного образования мотивированны, т.к. они сознательно выбирают направление для изучения и развития.
Многие отрасли используют IoT для понимания потребностей потребителей в режиме реального времени, повышения оперативности, мгновенного улучшения качества машин и систем, оптимизации операций и поиска инновационных способов работы в рамках своих усилий по цифровому преобразованию. Реализация данного проекта – способ познакомить с современным и востребованным направлением.
Цель проекта:
Предпрофильная подготовка обучающихся средствами инженерно-технического творчества, участия в проектной и исследовательской деятельности
Задачи проекта:
- Изучение основ дисциплин инженерно-технологического профиля
- Создание условий для формирования навыков командной работы
- Формирование устойчивого интереса к профессиям инженерно-технического профиля
- Содействие интеллектуальному развитию личности обучающихся и их социальной активности
Организационно-методическая работа и организационно-массовая работа по реализации проекта в 2020-2021 учебном году.
1.1. Разработка методистом организационно-методических документов, содействующих реализации целевых установок по проекту:
- обновление текста Проекта, разработка Положений о проведении ключевых мероприятий для школьников города по проекту, семинары, ГМО, круглые столы с педагогами города с целью успешной реализации проектов.
Проект «Инженерно-технологические классы» был представлен в сентябре 2019 г. на экспертном совете Управления образования Администрации города Ижевска. По результатам заседания совета проект получил статус городской инновационной площадки.
В августе 2020 и мае 2021 г. были проведены круглые столы с участниками проекта (директорами образовательных организаций, кураторами в школах). На данных совещаниях рассматривались организационные вопросы, а также перспективы дальнейшей деятельности.
1.2. Организация работы с сетевыми партнерами, то есть со школами города, заинтересованными в решении поставленной в проекте проблемы. Распределить по районам
Перв. |
Инд. |
Лен. |
Окт. |
Уст. |
МАОУ СОШ №74 |
АМОУ «Гимназия №56» |
МБОУ «СОШ №20» |
|
|
|
|
МБОУ «Лицей №14» |
|
|
1.3. Организационная работа с социальными партнерами в городе и Республике, чьи ресурсы использовались при проведении ключевых мероприятий для школьников или для педагогов по проекту.
Показать как использовались ресурсы социальных партнеров: финансовые, материально-технические, информационные, временные, методические и т.д.)
Проект «Школьная ассоциация юстиции и права» |
Финансовые ресурсы |
Материально-технические |
Информационные |
Методические |
Партнер
|
|
|
Управление образования Администрации города Ижевска,ИМЦ «Альтернатива» (подбор школ-партнёров проекта, информационная поддержка проекта) |
ООО «ИРЗ-Локомотив», БПОУ УР "ИМТ", Техникум радиоэлектроники и информационных технологий имени А. В. Воскресенского (методическая поддержка деятельности по проекту, организация встреч и экскурсий) |
1.4.Кадровое обеспечение проекта (ФИО, должность педагогов или иных специалистов, распределение функциональных обязанностей между участниками проекта)
Введение в Интернет вещей (Азиатцева А. В.)
Изготовление датчиков для умных систем (Чернов П. М.)
Разработка мобильных приложений (Мурзанаева О. В.)
Инженерное компьютерное проектирование и 3D печать (Егорова О. Н.)
Дизайн проекта (Зылева И. Л.)
Умная экономика (Нырова Н. Г.)
Руководитель проекта: Чернов Павел Михайлович
Методист: Азиатцева Алена Вениаминовна
1.5.Схема организационно-структурного управления проектом.
1.6.Повышение профессионального мастерства, необходимого для более успешной работы по проекту. (обучение методиста на КПК, посещение мастер-классов, обучающих семинаров, практикумов и т.д., командировки)
Не проводились, не участвовали
1.7.Организация ключевых мероприятий - событий по проектам:
-для школьников Дворца, города
-для педагогической общественности
Название мероприятия |
Время проведения |
Количество участников (педагоги, специалисты) |
Количество участ ников (школьники) |
Открытие 2 года обучения |
Октябрь 2020 г. |
14 чел. |
92 чел. |
Экскурсия в Ижевский машиностроительный техникум |
Ноябрь 2020 г. |
5 чел. |
92 чел. |
Корпоративные соревнования |
Декабрь 2020 г. |
5 чел. |
92 чел. |
Экскурсия в техникум радиоэлектроники и информационных технологий |
Февраль 2021 г. |
5 чел. |
92 чел. |
Корпоративные соревнования |
Февраль 2021 г. |
5 чел. |
92 чел. |
Экскурсия на Ижевский радиозавод |
Март 2021 г. |
5 чел. |
92 чел. |
Итоговый фестиваль корпораций |
Май 2021 г. |
14 чел. |
92 чел. |
Общее количество школьников, принявших участие в ключевых мероприятиях по проекту – 92 человека
Общее количество педагогов, включенных в мероприятия по проекту 10 - человек
1.8.Психолого-педагогическое сопровождение проект (наличие диагностического материала для отслеживания результативности по проекту, проведение диагностики участников проекта за 2020-21уч.год, результаты диагностики за год или в динамике за три года)
В 2019 году на базе МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» был запущен сетевой городской проект «Инженерно-технологические классы». Целью данного проекта является предпрофильная подготовка обучающихся средствами инженерно-технического творчества, участия в проектной и исследовательской деятельности.
Одной из задач, поставленных авторами проекта является формирование устойчивого интереса к профессиям инженерно-технического профиля, а также формирование навыков командной работы.
Для достижения данных задач в проект зашли 4 класса из общеобразовательных школ, которые были разделены на корпорации по 6 – 7 человек.
Для оценки эффективности достижения поставленных целей и задач в течении двух лет проводился мониторинг групповой сплоченности и сформированности интересов.
С целью определения групповой сплоченности в сформированных в начале учебного года корпорациях была проведена методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». Групповая сплоченность – параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Результаты уровня групповой сплоченности в корпорациях представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№ |
Название корпорации |
Уровень групповой сплоченности |
1 |
Фантастическая четверка |
18 |
2 |
RDS |
15 |
3 |
Devil |
15 |
4 |
IVA |
16,5 |
5 |
Muitiplus |
12 |
6 |
Skyline |
13,3 |
7 |
SPpupils |
14 |
8 |
Биополярочка |
8 |
9 |
ЕДАА |
15,3 |
10 |
Разведка |
8 |
Уровни групповой сплоченности: до 4 баллов – низкий уровень, 4 – 6,9 баллов – ниже среднего, 7 – 11,5 баллов – средний уровень, 11,6 – 15 баллов – выше среднего уровня, от 15,1 баллов – высокий уровень.
При анализе результатов видно, что у большинства диагностируемых корпораций наблюдается высокий уровень либо уровень выше среднего. Лишь у двух корпораций результат групповой сплоченности средний.
При сравнении результатов данного показателя с результатами прошлого года необходимо отметить снижение групповой сплоченности в 2020-2021 учебном году. Так, в сформированных корпорациях в 2019-2020 учебном году минимальный уровень групповой сплоченности был 12,5 баллов.
Данные результаты говорят о снижении эффективности командной работы в этом году. Распределение по качествам в ходе тренинговой работы, которое проходила в начале 2019-2020 учебного года, оказало положительное влияние на деятельность корпораций и психологический микроклимат внутри.
Для определения сформированности интереса к профессиям инженерно-технического профиля был проведен мониторинг по методике «Карта интересов А.Е. Голомштока» в модификации Филимоновой О.Г.
В основе методики лежит перечень направлений деятельности, по которым составлены вопросы. Всего в опросник входит 29 направлений: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника (механика), электротехника (радиотехника, электроника), обработка материалов (дерево, металл и пр.), информационные технологии, психология, строительство, транспорт (авиация, морское дело), военные специальности, история, литература (филология), журналистика (связи с общественностью, реклама), социология (философия), педагогика, право (юриспруденция), сфера обслуживания, математика, экономика (бизнес), иностранные языки (лингвистика), изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура (спорт).
Для оценки результативности сформированности интереса анализировались 6 направлений, по которым реализуются образовательные направления инженерно-технологических классов. Результаты мониторинга в сравнении 2020 и 2021 годов представлены в Таблице 2.
Таблица 2
№ |
Шкала интереса |
Средний уровень интереса |
Высокий уровень интереса |
||
2020 год |
2021 год |
2020 год |
2021 год |
||
1 |
Техника, механика |
33% |
26% |
33% |
0% |
2 |
Электротехника, радиотехника, электроника |
39% |
9% |
30% |
9% |
3 |
Обработка материалов (дерево, металл и пр.) |
39% |
9% |
21% |
5% |
4 |
Информационные технологии |
24% |
31% |
27% |
22% |
5 |
Строительство |
27% |
0% |
12% |
0% |
6 |
Экономика, бизнес |
30% |
13% |
15% |
0% |
7 |
Изобразительное искусство |
17% |
22% |
При анализе результатов мониторинга видно, что у большинства обучающихся сформирован интерес к инженерно-технической направленности. Половина обучающихся проявляют высокий или средний уровень интереса. Остальные обучающиеся проявляют интерес на низком уровне, либо не проявляют интереса вообще.
Необходимо обратить внимание на значительное снижение уровня интереса к таким направлениям как «электротехника, радиотехника, электроника», «строительство», «экономика и бизнес». Данный показатель может быть связан с отсутствием данных сфер в образовательной программе, низкой мотивацией обучающихся к изучению инженерно-технического профиля, а также с низким уровнем групповой сплоченности.
Необходимо продолжить работу по формированию интереса у старшеклассников к инженерно-технологическому профилю и обратить внимание на:
- Добровольность вступления обучающегося в образовательную программу;
- Для повышения групповой сплоченности необходимо разделение обучающихся на корпорации исходя из их психологических особенностей;
- Повышение социально-психологических компетенций преподавателей с целью создания условий для повышения мотивации обучающихся и формирования благоприятного микроклимата внутри корпораций и учебных групп.
1.9.Обобщение и распространение опыта работы по проекту .
- Участие в городском семинаре «Социально-педагогические проекты учреждений дополнительного образования как ресурсы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях для профессионального самоопределения учащихся. Тема «Совершенствование Модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями города и социальными партнерами на основе развития товрческих проб и профессионально-ориентированных практик»
Выступление руководителя проекта Чернова П. М. на городском семинаре по профориентации в ноябре 2020 г.
1.10. Разработка методистом других проектов (или участие методиста в других проектах) в рамках образовательного пространства Дворца, города, республики,
Участие или победы методиста в социально-педагогических, грантовых или имиджевых конкурсах. (на уровне города, Республик, России).
Руководитель проекта – Чернов П. М. – автор и руководитель городского сетевого образовательного проекта «Инженерно-технологические классы».
2..Перспективы развития деятельности методиста по проекту в новом учебном году:
- Изменение требований к корпорациям (название, состав)
- В 2021-2022 учебном году проекты будут реализованы на робототехнической платформе «Ардуино».
- Подготовка к ОГЭ по информатике и робототехническим соревнованиям городского и республиканского уровня.
- Продолжение взаимодействия с СУЗами, предприятиями города.
- Подготовка заявки на всероссийский конкурс грантовых проектов СОТ.