г. ИЖЕВСК ул. КИРОВА, 17  |    

Анализ реализации инновационного сетевого проекта за 2020-2021 учебный год

 ФИО    Дьолог Наталья Александровна, руководитель проекта

Беркутова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования

 Название инновационного проекта: Учебный центр «Лаборатория красоты»

 Актуальность проекта, то есть какая проблема решается в проекте. Как деятельность по проекту способствует решению задачи обновления дополнительного образования

Одной из задач современного образования в условиях модернизации является подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору.

Педагогические наблюдения и многочисленные опросы подростков и их родителей подтверждают   интерес к профессиям сферы индустрии красоты. Большим спросом у подростков пользуются дополнительные общеобразовательные программы, которые знакомят с основами практических навыков по профессиям парикмахер, визажист, мастер маникюра, учат общаться с потенциальными клиентами, знакомят с профессиональной этикой, развивают вкус, учат творить.

В современных условиях социально-экономического развития страны расширяется спектр профессий в сфере индустрии красоты: это и мастер-колорист, мастер-стилист, мастер-визажист, мастер-пастижер, мастер по nail design . Высокий уровень профессионализма в этих профессиях  достигается за счет активного участия в Конкурсах разного уровня. Именно это дает возможность молодым людям в дальнейшем организовать свой бизнес, работать в салонах-люкс, участвовать в социальных проектах в поддержку разных слоев населения, участвовать в грантовых конкурсах и в Программах по самозанятости населения.

 

Все это поднимает социальный статус людей, получивших в короткий промежуток времени профессии сферы индустрии красоты с перспективой дальнейшего  роста и финансовой стабильности.

В каждой образовательной организации сегодня идет работа по совершенствованию системы профориентационных мероприятий.

В общеобразовательных школах расширяется спектр программ курсов по выбору, элективных курсов, растет число предпрофильных классов и классов профильного обучения. Однако эти программы ориентируют старшеклассников на поступление в ВУЗы и получение высшего образования. 

В силу объективных причин в большинстве школ: классно-урочная система обучения, отсутствие оборудования специалистов   приводит к теоретическому знакомству с профессиями.

 Дополнительное образование с его практико-ориентированным характером, вариативностью программного поля, возможностью построения индивидуального образовательного маршрута – предлагает большой выбор профессиональных проб и практик, что успешно решает    задачу профессионального самоопределения подростков в профильных классах.

 Преамбула.

Проект «Бьюти-Школа» - это профориентационная и профильная подготовка обучающихся в сфере индустрии красоты на основе построения персонального образовательного пространства..

Проект реализуется при поддержке социальных партнеров салон – студии KOSA,компании профессиональной косметики Estel, Matrix, Farma Vita, а также Информационно-методического центра «Альтернатива» Управления образования Администрации города Ижевска. Проект реализуется с 2020 года

 Участники проекта проходят предварительное тестирование на выявление интереса к выбранному виду деятельности, посещают ряд салонов красоты, знакомятся с мастерами и выпускниками Учебном Центре «Лаборатория красоты» ДД(Ю)Т. Эта предварительная работа обеспечивает более осознанное отношение к овладению ряда профессиональных навыков.

Основы профессии парикмахеров, визажистов, колористов,мастеров ногтевого сервиса, стилистов,  обучающиеся получают:

- через освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по парикмахерскому искусству, визажу, маникюру, основам предпринимательства и бизнеса

-посещение мастер-классов известных профессиональных фирм «Estel, Matrix»,

-знакомство участниками профессиональных конкурсов   «ПрестИж»  и «WorldSkills Russia».

В течение года каждый обучающийся проекта проходит профессиональную пробу в форме игру «Путь профессионала», профессиональную практику по направлениям: плетение, визаж, прическа, окрашивание волос, маникюр, колористика. Ступеньками роста обучающихся  является выполнение практической работы и получение статуса «ученик».  В конце учебного года  каждый участник  представляет собственный творческий проект «Твой образ» и получает статус «Мастер». Ступенькой роста лучших «Мастеров» Бьюти-Школы является выступление на региональном этапе Международного конкурса «WorldSkills Russia» по компетенции «Парикмахерское искусство».

 

Цель проекта: Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся на основе междисциплинарного подхода  в системе дополнительного образования

 Задачи проекта: 1.Изучение основ дисциплин в сфере профессий индустрии красоты.

2.Формирование устойчивого интереса к профессиям в сфере индустрии красоты.

3.Проектирование индивидуального образовательного маршрута на основе междисциплинарного подхода и профессиональное самоопределение

4.Организация системы профессиональных проб и практик с дальнейшим трудоустройством.

Статус инновационного проекта – муниципальный уровень.

Принять за заседании Экспертного совета при Управлении образования в сентябре 2020 года. Утвержден Приказом Управления образования Администрации города. Утвержден  Утвержден приказом директором МБОУ ДО ДД(Ю)Т (Приказ №   от сентября 2020 года)

 Организационно-методическая работа и организационно-массовая работа по реализации проекта в 2020-2021 учебном году.

 1.1. Разработка методистом организационно-методических документов, содействующих реализации целевых установок по проекту:

 - обновление текста Проекта, разработка Положений о проведении ключевых мероприятий для школьников города по проекту, семинары, ГМО, круглые столы с педагогами города с целью успешной реализации проектов.

Проект «Инженерно-технологические классы» был представлен в сентябре 2019 г. на экспертном совете Управления образования Администрации города Ижевска. По результатам заседания совета проект получил статус городской инновационной площадки.

В августе 2020 и мае 2021 г. были проведены круглые столы с участниками проекта (директорами образовательных организаций, кураторами в школах). На данных совещаниях рассматривались организационные вопросы, а также перспективы дальнейшей деятельности.

 1.1. Разработка методистом организационно-методических документов, содействующих реализации целевых установок по проекту:

 Проект»Учебный центр «Лаборатория красоты» был разработан и в сентябре 2020 года. С этого периода времени началась его апробация в части:

- организационное формирование 4 учебных групп по направлениям профессиональной компетенции: «Парикмахерское искусство» класс Колористики, Класс Прически, Класс Маникюра, Класс Визажа.

  - обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ базового уровня «Основы парикмахерского искусства», «Колористика», «Визаж и стилистика», ««Nail design» с акцентом на  освоение рабочих профессий  в сфере индустрии красоты – парикмахер, колорист, визажист, маникюрист

- обновление содержания профориентационной игры «Путь профессионала» с присвоением статуса «Стажер»,

- разработка Карты профессиональных проб и критерии защиты   творческого проекта «Бьюти-образ» в команде,

участие в городском конкурсе «Мастер-фест» и  получения к концу 1 этапа статуса «Мастер».

1.2. Организация работы с сетевыми партнерами, то есть со школами города, заинтересованными в решении поставленной в проекте проблемы. Распределить по районам

Перв.

Инд.

Лен.

Окт.

Уст.

57

8

20

62

 

 

 

 

 

 

1.3. Организационная работа с социальными партнерами в городе и Республике, чьи ресурсы использовались при проведении ключевых мероприятий для школьников или для педагогов по проекту. 

Проект «Учебный центр «Лаборатория красоты»

Финансовые ресурсы

Материально-технические

Информационные

Методические

Партнер

 

 

Салон – студия Коса.

Компании профессиональной косметики Estel, Matrix, Farma Vita.

 

Управление образования Администрации города Ижевска,

ИМЦ «Альтернатива» (подбор школ-партнёров проекта, информационная поддержка проекта)

Салон – студия Коса.

Компании профессиональной косметики Estel, Matrix, Farma Vita.

 

 1.4.Кадровое обеспечение проекта (ФИО, должность педагогов или иных специалистов, распределение функциональных обязанностей между участниками  проекта)

Дьолог Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, высшая категория Беркутова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, высшая категория

Тютина Карина Ренатовна, педагог дополнительного образования 1 категория

Семенова Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования 1 категория

 1.5.Схема организационно-структурного управления проектом.

1.6.Повышение профессионального мастерства, необходимого для более успешной работы по проекту. ( обучение методиста на КПК, посещение мастер-классов, обучающих семинаров, практикумов и т.д., командировки)

1.7.Организация ключевых мероприятий - событий по проектам: (заполнить таблицу  !!!)

-для школьников Дворца, города

-для педагогической общественности 

Общее количество школьников, принявших участие в ключевых мероприятиях по проекту –    64            человек

Общее количество педагогов, включенных в мероприятия по проекту     4 – человек и организаторы образовательных и культурно-досуговых мероприятий – 4 Всего – 7 человек

1.8.Психолого-педагогическое сопровождение проект (наличие диагностического материала для отслеживания результативности по проекту, проведение диагностики участников проекта за 2020-21уч.год, результаты диагностики за год или в динамике за три года)

1.9.Обобщение и распространение  опыта работы по проекту, инновационная деятельность  .

- Участие в городском семинаре «Социально-педагогические пректы учреждений дополнительного образования как ресурсы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях для профессионального самоопределения учащихся. Тема «Поддержка профессионального самоопределения подростков в условиях профилизации старшей школы: профильные классы по профессиям индустрии красоты».(ноябрь 2020)

(выступающие : Дьолог Н.А., Бекрутова С.Н., педагоги д\о)

- Опыт практической деятельности Учебного центра «Академия красоты» был положен в основу составления Модели сквозной «технологической цепочки» профилизации в условиях образовательного пространства ДД(Ю)Т, которая была представлена на Региональном конкурсе «Лучших практик в дополнительном образовании» и в номинации «Деятельность образовательной организации», организованном РЦИиОКО. Проект получил Диплом 1 степени. (апрель 2021)

(выступающие – Струкова Г.Б.., зам. директора, Дьолог Н.А., педагог д\о)

В реализации данной Модели актуализирован государственно-общественный заказ на усиление   традиций воспитания и определение новых векторов развития дополнительного образования через обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ по всем направленностям, организацию воспитательных мероприятий с использованием потенциала социокультурного пространства микрорайона, ресурсов социальных партнеров, в том числе и бизнес-партнеров, а также разработку социально востребованных проектов, организацию социальных и творческих практик,  профессиональных проб, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся.

Рассмотрим Модель сквозной технологической цепочки профилизации    на примере   образовательного процесса, реализуемой в проекте « Учебный центр «Лаборатория красоты» МБОУ ДО ДД(Ю)Т.(приложение 1)

На начальном этапе технологической цепочки профилизации для девочек в возрасте от 7 до 10 лет предлагается  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Beauty kids» ( ознакомительный уровень, 3 года обучения). Программа развивает творчество, креативность, формирует критическое отношение к моде, стилю, помогает создать собственный образ. Программа развивает мотивацию к таинственному, но очень притягательному миру индустрии красоты, основываясь на изучении отдельных разделов изо-деятельности, декоративно-прикладного творчества и парикмахерского искусства.  

В каникулярный период все обучающиеся программа «Beauty kids»  являются либо участниками профильных тематических смен, таких как  «Акулы бизнеса», «Профи-лэнд», либо краткосрочных учебно-тренировочных сборов, например,  «Beauty-lab», Beauty-каникулы»

На следующий этап обучения по технологической цепочке профилизции переходит примерно 70%  обучающихся.  Девочкам-подросткам (11-13 лет) уже  предлагаются дополнительные общеобразовательные программы ознакомительного уровня по направлениям «Парикмахерское искусство», «Визаж». Параллельно психологи Дворца организуют психологические тренинги и консультации.

Для успешной социализации, часть обучающихся учебного центра «Лаборатория красоты», параллельно занимаются на курсах  «Школа вожатого «Окно в лето». Здесь они   получают организаторские навыки, навыки работать креативно и в команде, а также развиваются личностные качества такие  как инициативность, ответственность, самостоятельность.

Психологи отмечают у подростков социальную активность и стабильный интерес к видам деятельности, связанным с профессиями сферы красоты.

В каникулярный период эти подростки в качестве социальной  пробы работают помощниками вожатых и активно участвуют в мастер-классах на городских праздниках.

Следующим звеном технологической цепочки профилизации является предпрофильное обучение (14-15 лет).

Обучающимся учебного центра «Лаборатории красоты» предлагается расширенный выбор получения дополнительного образования для продолжения освоения видов деятельности  в сфере индустрии красоты:

- наиболее мотивированные выбирают базовые программы по «Основам парикмахерского искусства», «Визаж и стилистика»

- менее ориентированные продолжают обучение   на курсах по выбору в Ресурсный центр «Мой выбор» ДД(Ю)Т

- всем предлагаются профориентационные площадки   по проекту «Билет в будущее», а также открытые уроки «Проектории»  

В этот период  психологи ДД(Ю)Т комплексно организуют работу по определению степени профессиональной идентичности подростков.

Далее идет  завершающая цепочка профилизации в дополнительном образовании -  обучение в профильных классах в учебном центре «Лаборатория красоты»( 10-11 классы, 16-17 лет).   

Обучение в профильных классах дает возможность не только освоить  рабочие профессии в сфере индустрии красоты, но и овладеть знаниями, умениями  в смежных областях знаний и видах деятельности. Для этого в образовательном пространстве Дворца есть программ и курсы по основам предпринимательства, бизнеса, этики и психологии. Этот этап профилизации связан с активным участием обучающихся в профессиональных семинарах, выход на профессиональную пробу в салон-парикмахерскую КОСА и участие в конкурсах, наряду со студентами средних профессиональных организаций или реальными молодыми мастерами-профессионалами.

Сквозная цепочка обучения в условиях образовательного пространства ДД(Ю)Т в сфере индустрии красоты стали  основой профессиональных побед обучающихся учебного центра «Лаборатория красоты». 

 За 4 года  в возрастной группе от 15 до 18 лет в  городских конкурсах «ПрестИж» победителями в разных номинациях стали 15 человек.

Следующим этапом профессионального развития обучающихся  ДД(Ю)Т стало участие  в  международных соревнованиях  «WorldSkills Russia» по компетенции «Парикмахерское искусство». Динамика результатов : от 4 до 2 места. В этом году в соревнованиях  «WorldSkills Russia» участница из учебного центра «Лаборатория красоты» ДД(Ю)Т заняла 2 место.

Раннее профессиональное самоопределение, социальное партнерство и активная практико-ориентированная деятельность  уже после окончания школы позволяет быстро трудоустроится участникам профильных классов или продолжить образование. На сегодняшний день 15 человек стали мастерами по парикмахерскому искусству, из них   в салонах и парикмахерских работают  8 человек, 5 человек – открыли свое ИП и получили статус «самозанятости», 2 человека получили среднее специальное  образование и стали технологами профессиональных косметических брендов.

- Опыт практической деятельности Учебного центра «Лаборатория красоты» был положен в основу разработки «Модели Наставничества» Республиканского конкурса «Лучшие практики и программы наставничества» ( июнь-сентябрь 2021), организованного Институтом развития образования в Удмуртской Республике.

(Разработчики: Головкова Н.А., директор МБОУ ДО ДД(Ю)Т, Струкова Г.Б., зам.директора по НМР, Беркутова С.Н., педагог, Дьолог Н.А., педагог л\о)

Концептуальная идея разработки Модели наставничества в МБОУ ДО ДД(Ю)Т.

В системе дополнительного образования педагогические работники делятся на две категории: первые – имеют профессиональное педагогическое образование, вторые – имеют специальное образование: это актеры, вокалисты, музыканты, инженеры-конструкторы, технологи, спортсмены-разрядники, ученые, представители малого бизнеса. Оказавшись в системе образования они, конечно, проходят курсы профессиональной переподготовки или получают средне-специальное или высшее педагогическое образование. Но ценность их работы в системе дополнительного образования все равно остается за специальным узкопрофессиональным образованием. Потенциал этого образования может сыграть решающую роль в профессиональной ориентации детей и подростков, в выборе профиля обучения в старшей школе, в выборе профильного класса в системе дополнительного образования.  

Главная идея опыта заключается в том, как  синтез умений и навыков  специального узкопрофильного образования  в  сочетании с  профессиональной педагогической компетентностью способствуют взаимообогащению  участников образовательного процесса, развитию метапредметных компетенций педагогов дополнительного образования,  повышая  качество образования.

Так была сформулирована  цель  Наставника: Развивать необходимые знания, прикладные умения и компетенции, необходимые для повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, на основе передачи опыта работы в сфере бизнеса.

2.Главная идея опыта, то есть основная цель и наиболее общий способ решение указанных противоречий.

В системе дополнительного образования педагогические работники делятся на две категории: первые – имеют профессиональное педагогическое образование, вторые – имеют специальное образование: это актеры, вокалисты, музыканты, инженеры-конструкторы, технологи, спортсмены-разрядники, ученые, представители малого бизнеса. Оказавшись в системе образования они, конечно, проходят курсы профессиональной переподготовки или получают средне-специальное или высшее педагогическое образование. Но ценность их работы в системе дополнительного образования все равно остается за специальным узкопрофессиональным образованием. Потенциал этого образования может сыграть решающую роль в профессиональной ориентации детей и подростков, в выборе профиля обучения в старшей школе, в выборе профильного класса в системе дополнительного образования.  

Главная идея опыта заключается в том, как  синтез умений и навыков  специального узкопрофильного образования  в  сочетании с  профессиональной педагогической компетентностью способствуют взаимообогащению  участников образовательного процесса, развитию метапредметных компетенций педагогов дополнительного образования,  повышая  качество образования.

Так была сформулирована  цель  Наставника: Развивать необходимые знания, прикладные умения и компетенции, необходимые для повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, на основе передачи опыта работы в сфере бизнеса.

1.10. Участие или победы  в социально-педагогических, грантовых или  имиджевых конкурсах. (на уровне города, Республик, России) или

-Опыт практической деятельности «Учебного центра «Лаборатория красоты» был реализован в проекте «Красоты без возраста», ориентированного на работу с населением города в возрасте 55+. Проект стал победителем грантового конкурса и успешно  реализован в сентябре-декабре 2020.

2..Перспективы развития деятельности методиста по проекту в новом учебном году:

Работа с педагогами города

Работа со школьниками дворца, города, республики

Положения о массовых мероприятиях для Управления образования подготовить к 20 мая 2021 года для включения в общий план массовых мероприятий для школьников города