О проекте "Лаборатория красоты"
№ п/п |
Название раздела программы |
Содержание |
1 |
Тема (название) |
Предпрофильная и профильная подготовка подростков в учебном центре «Лаборатория красоты» во Дворце детского (юношеского) творчества |
2 |
Актуальность |
Одной из задач современного образования в условиях модернизации является подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору. Педагогические наблюдения и многочисленные опросы подростков и их родителей подтверждают интерес к профессиям сферы индустрии красоты. Большим спросом у подростков пользуются дополнительные общеобразовательные программы, которые знакомят с основами практических навыков по профессиям парикмахер, визажист, мастер маникюра, учат общаться с потенциальными клиентами, знакомят с профессиональной этикой, развивают вкус, учат творить. В современных условиях социально-экономического развития страны расширяется спектр профессий в сфере индустрии красоты: это и мастер-колорист, мастер-стилист, мастер-визажист, мастер-пастижер, мастер по nail design . Высокий уровень профессионализма в этих профессиях достигается за счет активного участия в Конкурсах разного уровня. Именно это дает возможность молодым людям в дальнейшем организовать свой бизнес, работать в салонах-люкс, участвовать в социальных проектах в поддержку разных слоев населения, участвовать в грантовых конкурсах и в Программах по самозанятости населения. Все это поднимает социальный статус людей, получивших в короткий промежуток времени профессии сферы индустрии красоты с перспективой дальнейшего роста и финансовой стабильности. |
3 |
Проблема и её анализ |
В каждой образовательной организации сегодня идет работа по совершенствованию системы профориентационных мероприятий. В общеобразовательных школах расширяется спектр программ курсов по выбору, элективных курсов, растет число предпрофильных классов и классов профильного обучения. Однако эти программы ориентируют старшеклассников на поступление в ВУЗы и получение высшего образования. В силу объективных причин в большинстве школ: классно-урочная система обучения, отсутствие оборудования специалистов приводит к теоретическому знакомству с профессиями. Дополнительное образование с его практико-ориентированным характером, вариативностью программного поля, возможностью построения индивидуального образовательного маршрута – предлагает большой выбор профессиональных проб и практик, что успешно решает задачу профессионального самоопределения подростков в профильных классах. |
4 |
Возможные способы решения проблемы и их анализ |
В образовательном пространстве Дворца имеются все необходимые условия для профессионального самоопределения старшеклассников на профессии сферы индустрии красоты: это и программно-методического обеспечение, и материально-техническая база, и специальное оборудование; это и кадры, и социальные партнеры, и организация традиционных мероприятий для школьников города по профориентации, а также активное участие педколлектива в инновационных процессах. Участниками проекта предлагается стать учащимся 10-11классов общеобразовательных школ, которые уже прошли в 8-9 классах краткосрочные курсы по выбору, профессиональные тесты, экскурсии на различные предприятия и в учреждения и уже более осознанно подходят к освоению дополнительных общеобразовательных программ углубленного уровня профориентационного направления в системе дополнительного образования.
|
5 |
Основное содержание |
1 этап – «Бьюти-Школа» Погружение в профессию происходит через освоение обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ базового уровня. Профессиональные игры, профессиональные пробы. Конкурс «Мастер-фест». 2 этап – «Мой первый стартап» Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам углубленного уровня: «Парикмахерское искусство», «Дизайн прически», «Nail design», «Визаж». Построение индивидуального образовательного маршрута: дополнительный выбор краткосрочных программ по предпринимательству и финансам, психологические тренинги, участие в творческой проектной деятельности. Участие в конкурсах «JuniorSkills» и «WorldSkills Russia». 3 этап- «Мой выбор» Поступление на работу, уход в профессию. Поступление в профильный ВУЗ, получение высшего образования. Поступление в непрофильный ВУЗ, получение высшего образования.
|
6 |
Цель |
Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся на основе междисциплинарного подхода в системе дополнительного образования |
7 |
Задачи |
1.Изучение основ дисциплин в сфере профессий индустрии красоты. 2.Формирование устойчивого интереса к профессиям в сфере индустрии красоты. 3.Проектирование индивидуального образовательного маршрута на основе междисциплинарного подхода и профессиональное самоопределение 4.Организация системы профессиональных проб и практик с дальнейшим трудоустройством.
|
8 |
Ожидаемые результаты |
1.Освоены специальные знания и навыки рабочих профессий в сфере индустрии красоты. 2.Участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, социальных проектах 2.Разработаны индивидуальные образовательные маршруты, апробированы условия профессионального самоопределения 3.Трудоустройство в профессии лучших участников проекта |
9 |
Продукты проектной деятельности |
Рабочие тетради по профессиям с планом профессиональных проб и практик Схема индивидуального образовательного маршрута Сценарий практико-ориентированной игры «Путь профессионала» Итоговые проекты обучающихся Портфолио лучших творческих работ участников проекта.
|
10 |
Участники |
Педагоги дополнительного образования МБОУ ДО ДД(Ю)Т: Дьолог Наталья Александровна, Беркутова Светлана Николаевна, Тютина Карина Ренатовна, Семенова Ольга Сергеевна. Учащиеся школ № 8, 20, 57, 62 (10 классы)
|
11 |
Партнёры |
Центр образовательных инноваций «Альтернтива» Управления образования г.Ижевска Салон – студия Коса. Компании профессиональной косметики Estel, Matrix, Farma Vita. ССУЗы – Политехнический колледж, Экономико-технологический колледж ВУЗы - УдГУ |
12 |
Ресурсы |
Материально-техническое обеспечение: Кабинет имеет следующие функциональные зоны: - учебная зона: рабочие столы, стулья, рабочий столик, зеркало, кресло для клиента - зона хранения учебных пособий, материалов, инструментов, работ; - зона для просмотров демонстрационных материалов; магнитная доска - санитарно-гигиеническая зона: свободный доступ к воде для мытья рук и рабочих инструментов, мойка с креслом для мытья головы. - рабочее место для педагога Кабинет оснащен дневным и искусственным (электрическое) освещением, местное освещение рабочих мест. Инструменты и материалы: - ножницы, расчески, щетки, фены, плойки, утюжки, гофре - косметические средства для мытья головы и ухода за волосами, красители и др. Технические средства: дезинфектор с ультрафиолетовыми лампами, бактерицидный рециркулятор воздуха, музыкальный центр, проектор, ноутбук. Учебно-методический комплект 1.Учебное пособие «Технология парикмахерских услуг», «Материаловедение», «Спецрисунок». 2.Учебное пособие «История парикмахерского искусства», «от А до Я» 3.Видеофильмы с мастер-классами Международных и Российских конкурсов парикмахерского искусства, визажного искусства. 4.Видеоуроки по профильным направлениям. 5.Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: 1 год обучения: Основы парикмахерского искусства», «Колористика», «Визаж и стилистика», ««Nail design», 2 год обучения: «Парикмахерское искусство», «Дизайн прически», «Nail design», «Визаж». Доп.программы «Экономика и предпринимательство», «Основы бизнеса», «Психология и бизнес»
|
13 |
Критерии оценки эффективности |
Критерии оценки участников проекта: 1 полугодие: Профориентационная игра «Путь профессионала»: «Зачет»- обучающийся прочно освоил теоретический материал, активно включается в решение и выполнение практических заданий, доступно и правильно объясняет материал. «Незачет»- обучающийся не ответил на 50% теоретических вопросов, не включается в выполнение практических мероприятий, не может доступно и правильно объяснить материал Получение статуса «Стажер» . 2 полугодие: Защита проекта «Бьюти-образ», Городской конкурс «Мастер-фест» «Зачет» - обучающийся активно разрабатывает конкурсный образ, сотрудничает с другими участниками по направлениям визаж, маникюр, колорист, парикмахер. «Зачет+» - обучающийся становится призером городских конкурсов, получает места в номинациях. Получение статуса «Мастер»
|
14 |
Диагностический инструментарий |
Диагностика предметных результатов – Рабочие тетради, контрольные листы, игра «Путь профессионала» 2. Экспертная таблица «Оценка метапредметных результатов обучающихся» Стешенкова В.Л. 3. Экспертная таблица «Оценка личностного развития обучающихся» Стешенкова В.Л.
|
15 |
Этапы и сроки реализации |
1 этап ( один год) - На первом этапе «Бьюти Школа» содержание направлено на освоение рабочих профессий в сфере индустрии красоты – парикмахер, колорист, визажист, маникюрист - через дополнительные общеразвивающие программы базового уровня Обучающимся предлагается ДООП по 4 классам: класс Колористики, Класс Прически, Класс Маникюра, Класс Визажа. Используются разнообразные формы подведения итогов освоения программ: это профориентационная игра «Путь профессионала» с присвоением статуса «Стажер», участие в профессиональных пробах, защита творческого проекта «Бьюти-образ» в команде, участие в городском конкурсе «Мастер-фест» и получения к концу 1 этапа статуса «Мастер».
На втором этапе (второй год) – обучающимся предлагаются не только ДООП углубленного уровня, направленные на совершенствование навыков в профессих сферы индустрии красоты – парикмахер, колорист, визажист, маникюрист. А также освоение курсов по выбору или дополнительных общеобразовательных программ ознакомительного уровня по экономике, психологии, предпринимательству и финансовой грамотности, дизайну и рекламе. Таким образом выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, который состоит из ДООП углубленного уровня по профилю и ДООП социально-педагогической направленности. Установившиеся межпредметные связи в условиях единого образовательного пространства ДД(Ю)Т являются хорошей базой для формирования новых интересов обучающихся в сфере предпринимательства, рекламы, психологии, дизайна, самозанятости и т.д. Используются разнообразные формы подведения итогов освоения программ: Это участие в городском конкурсе «Мастер-фест» Это участие в конкурсах «JuniorSkills» и «WorldSkills Russia» по компетенции «Парикмахерское искусство» В течение реализации Проекта наблюдается рост не только предметных знаний в области парикмахерского искусства, но и метапредметных умений, выражающихся в разработке и реализации творческого проектов, умении работать в группе, презентовать свою модель перед сверстниками, экспертами и профессиональными мастерами. Третий этап связан с появлением пролонгированного результата, который определяет жизненный путь участников проекта: либо он начинает свой трудовой путь по одной из рабочих профессий сферы индустрии, либо он становится абитуриентом профильного ВУЗа, либо - непрофильного ВУЗа с дальнейшим получением профессии. |
16 |
Возможные риски |
Ввиду возможного перехода на дистанционное обучение в связи с эпидемией короновируса, учащиеся не смогут получить практический навык по профессиям в полном объеме. В силу большой нагрузки в школе в 11 классах и подготовки к ЕГЭ не все обучающиеся станут участниками конкурсных мероприятий. |
17 |
Пути преодоления негативных последствий |
Введение дистанционных занятий по практике через интернет ресурсы. Самостоятельное приобретение манекен-голов для практической отработки навыков в прическах, окрашиваниях. Приобретение типсов для отработки нэйл-дизайна. Отработка видов макияжа на себе и родственниках. Защита творческих проектов досрочно.
|